Краткая памятка по получению президентских грантов в 2018 году

1)      Срок приема заявок на участие во втором в 2018 году конкурсе:

дата начала приема заявок – 16 июля 2018 года;

дата окончания приема заявок – 10 сентября 2018 года.

2)      Заявка представляется в Фонд президентских грантов в форме электронных документов посредством заполнения соответствующих электронных форм, размещенных на официальном сайте по адресу: президентскиегранты.рф.

3)      В конкурсе могут участвовать некоммерческие неправительственные организации, соответствующие всем следующим требованиям: 1) организация зарегистрирована не позднее чем за один год до дня окончания приема заявок на участие в конкурсе, а в случае, если организация запрашивает грант в сумме до пятисот тысяч рублей, – не позднее чем за шесть месяцев до дня окончания приема заявок на участие в конкурсе; 2) организация осуществляет в соответствии с уставом один или несколько видов деятельности, соответствующих вышеуказанным направлениям; 3) организация не находится в процессе ликвидации, в отношении неё не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), деятельность организации не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством; 4) у организации отсутствует просроченная задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством

4)      Не допускаются: некоммерческие организации, которые на день окончания приема заявок на участие в конкурсе имеют два гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, использование которых не завершено, и (или) не представили в Фонд президентских грантов отчетность, предусмотренную договором о предоставлении гранта

5)      На конкурс могут быть представлены проекты некоммерческих неправительственных организаций, предусматривающие осуществление деятельности по следующим направлениям: социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан; охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; поддержка молодёжных проектов, реализация которых охватывает виды деятельности, предусмотренные статьёй 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; поддержка проектов в области науки, образования, просвещения; поддержка проектов в области культуры и искусства; выявление и поддержка молодых талантов в области культуры и искусства; сохранение исторической памяти; защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе защита прав заключённых; охрана окружающей среды и защита животных; укрепление межнационального и межрелигиозного согласия; развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников;  развитие институтов гражданского общества.

 

Памятка Индивидуальному Предпринимателю 2018 в Российской Федерации

Если Вы решили стать Индивидуальным предпринимателем, почитайте с какими трудностями и проверками Вы можете столкнуться в процессе своей деятельности...

 

1.Общие правила проведения проверок:


     Предпринимателей сегодня согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" проверяют десятки контролирующих организаций, в числе которых налоговая инспекция, налоговая полиция, торговая инспекция, трудовая инспекция, пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования, Фонд занятости, торговые отделы районных администраций, антимонопольный комитет, комитет по защите прав потребителей, государственный пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический надзор, экологический, энергетический, радиационный и иные надзоры, органы местного самоуправления, Полиция и множество других. 
Штрафы, накладываемые этими органами и организациями, иногда могут достигать катастрофических размеров и наносить вред существованию самого предпринимательства. В то же время избежать всех нарушений, предусмотренных множеством инструкций и правил, в реальной жизни практически невозможно. Кроме того, известна старая поговорка: "Был бы человек, а статья найдется", которой придерживаются практически все проверяющие деятельность предпринимателей работники контролирующих органов. 
Говорить о последствии таких проверок излишне. Даже если никаких нарушений в работе нет, проверка - это испорченные нервы, простой в работе, необходимость дачи объяснений и предоставления документов. 
До принятия ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 08.08.2001г. количество проверок никак не регламентировалось. 
В соответствии с данным законом в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановое мероприятие по контролю (проверка) может быть проведено с периодичностью не более 1 раза в два года. 
ФЗ предусматривает и проведение внеплановых проверок, цель которых - проконтролировать, как исполняются предписания о выявленных нарушениях, установленных в ходе проведения планового мероприятия. 

Внеплановые проверки проводятся в строго определенных законом случаях: 


• если получена информация об обстоятельствах (авария, выход из строя сооружения, оборудования и т.д.), которые могут причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу граждан юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; 
• если возникает угроза жизни, здоровью, загрязнению окружающей среды, повреждению имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 
• обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. При этом необходимо учитывать, что обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля, не могут служить основанием для внеплановой проверки. К сожалению, вышеуказанный Федеральный закон распространяет свое действие не на все сферы контроля. Он не применяется к отношениям, связанным с проведением: 
• налогового контроля; 
• лицензионного контроля; 
• оперативно - розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия; 
• а также некоторых других. 

Закон закрепляет ряд важных принципов защиты прав юридических лиц и предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора): презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя, проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов контроля, соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции контролирующего органа, учет мероприятий по контролю, ответственность органов государственного контроля и их должностных лиц при его проведении, недопустимость взимания органами государственного контроля платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю и др. 
Одним из принципов является недопустимость непосредственного получения контроля отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятия по контролю. 

2. Органы, наиболее часто осуществляющие проверки: 

• Полиция; 
• налоговая инспекция; 
• Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД России (далее – ФСЭНП МВД). Ранее- это была налоговая полиция; 
• государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санэпиднадзор); 
• Государственная противопожарная служба; 
• Госторгинспекция; 
• органы Госстандарта; 
• общество защиты прав потребителей; 
• органы местного самоуправления. 

Теперь немного подробнее рассмотрим все возможные варианты проверок Предпринимателей:

 

А. Проверка органами Полиции 

Наиболее часто в качестве проверяющих выступают сотрудники Полиции. Их полномочия при проведении внеплановых проверок торговой деятельности определены пунктом 25 ст. 11 Закона РФ "О Полиции" № 1026-1 от 18.04.1991 г., который указывает: "...Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства регулирующего финансовую предпринимательскую и торговую деятельность: беспрепятственно входить в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от подчиненности и формы собственности; в производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства; проводить с участием собственника имущества либо его представителей или уполномоченных им лиц осмотр производственных, складских, торговых и иных служебный помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества; изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, а также образцы сырья и продукции; опечатывать кассы и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей; проводить контрольные закупки; требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций; получать от их должностных и материально-ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушений законодательства; приостанавливать до устранения допущенных нарушений законодательства деятельность предприятий торговли, а равно и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, а в случаях неисполнения ими законного требования работника Полиции о прекращении правонарушения, Полиция, в соответствии с пунктом 5 этой же статьи, имеет право на составлении протоколов об административном правонарушении, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством об административных правонарушениях меры". 
Органы Полиции имеют право проверить Вас в следующих случаях: 
• при наличии данных о Ваших правонарушениях; 
• если сотрудник Полиции лично заметил правонарушение (например, невыдачу чека) 

В первом случае данные о Ваших нарушениях должны быть официальные (не анонимные). Данные о нарушениях должны быть зарегистрированы в журнале дежурной части РОВД, а заявления и письма в журнале секретариата на основании зарегистрированных фактов нарушений сотрудникам Полиции выдаётся направление на проверку конкретной торговой точки (именно, конкретной, т.е. нарушителя) с указанием конкретных мотивов, повлекших за собой проверку. Следовательно, если сотрудник Полиции не имеет направления на проведение проверки, то и составленный им протокол не имеет юридической силы. 
Во втором случае сотрудник Полиции обязан немедленно принять меры к устранению нарушения и для этого ему никакого направления не требуется. Следует иметь в виду, что незаконное вторжение подпадает под действие ст. 286 УК РФ "Превышение должностных полномочий". 
Полиция имеет права; 
Составить протокол об административном правонарушении, осуществлять административное задержание и применять иные меры, предусмотренные законом. 
Проверять наличие таких документов, как: 
• паспорта (удостоверения личности): 
• свидетельство о регистрации предпринимательской деятельности: 
• лицензии: 
• патенты или иные правоустанавливающие документы: 
• сертификаты: 
• кассовый журнал: 
• накладные и т.п. 

Проверять наличие документов означает, что сотрудники Полиции не имеют полномочий давать правовую оценку документам. 
Сотрудники Полиции должны, по обнаруженным, по их мнению, нарушениям составить акты и передать их в органы, уполномоченные принимать меры по соответствующим нарушениям (налоговую инспекцию, Госсанэпиднадзор и т.д.) 
Сотрудники Полиции не имеют полномочий проверять наличие у предпринимателей санитарных книжек, т.к. право проверки санитарных книжек федеральным законодательством предоставлено исключительно органам Госсанэпиднадзора 
Изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, причём только в тех случаях, когда сами документы являются объектами правонарушений. Следовательно, изымать свидетельства о регистрации предпринимателя, лицензии, иные правоустанавливающие документы, а также сертификаты соответствия, гигиенические заключения на товар и тому подобные документы сотрудник Полиции не имеет права. 
Давать правовую оценку и налагать административные взыскания (штрафы) только за следующие виды правонарушений:
• продажа товаров при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце (в том числе без применения контрольно-кассовых машин) - штраф от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).
• незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена штраф: от 30 до 400 МРОТ с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
• продажа немаркированных товаров и продукции в случае, если такая маркировка обязательна - штраф: от 40 до 50 МРОТ с конфискацией предметов административного правонарушения.
• обман потребителей в небольшом размере - штраф: от 10 до 20 МРОТ 
• нарушение валютного законодательства – штраф от 50 до 100 МРОТ.
• Нарушение порядка занятия кустарно-ремесленными промыслами и другой индивидуальной трудовой деятельностью" – штраф, и так далее. Как видите, у Полиции много полномочий, и поэтому советуем Вам следующее: 

• В процессе общения старайтесь быть немногословными и избегайте конфликта, так как из всех проверяющих органов только Полиция имеет право задержать Вас. 
• После составления протокола постарайтесь скорее встретится с адвокатом или юристом, или позвоните нам, это позволит свести к минимуму негативные последствия проверки. Объясняется это тем, что самим протоколом не устанавливается мера ответственности. Её определяет либо руководство Полиции, либо административная комиссия, либо суд. 
• Полиция по Вашей просьбе обязана немедленно предоставить Вам копию протокола. Необходимо знать, что протокол является бланком строгой отчетности и имеет свой учетный номер, копия протокола об административном нарушении немедленно после составления протокола вручается под расписку лицу, совершившему правонарушение (ст. 28.2 КоАП РФ). Если сотрудник Полиции откажется представить её Вам, то при подписании протокола: 
• поставьте прочерки в незаполненных графах; 
• письменно укажите на бланке протокола, что сотрудник Полиции отказался передать Вам копию протокола, несмотря на Вашу просьбу; 
• подпишите "с протоколом не согласен" и поставьте дату под Вашей подписью. 
• Во время проведения осмотра (досмотра) не препятствуйте действиям сотрудников Полиции. Кроме того, предпринимателям необходимо иметь в виду, что КоАП содержит также статью 19.3 п. 1 "Неповиновение законному распоряжению сотруднику Полиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы", которая предусматривает штраф от 5 до 10 МРОТ или административный арест на срок до 15 суток. Предприниматель, если у него нет стопроцентной уверенности в незаконности требований работника Полиции, ни в коем случае не может не выполнять их. 
• Если в отношении Вас применяют административное задержание, не давайте повода к принятию более жёстких мер. Статья 27.5 КоАП РФ устанавливает, что Административное задержание может длиться не более 3-х часов, требуйте составления протокола задержания.. Помните, что только на свободе вы можете эффективно защитить свои права. 

Б. Проверка налоговой инспекцией 

Налоговый инспектор, направленный для проверки объектов торговли (выездная проверка) обязан иметь постановление на проверку, подписанное руководителем налогового органа. 
В случае если налоговый инспектор не имеет постановления на проверку, то он не уполномочен проводить выездную проверку, а, следовательно, в соответствии со статьёй 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе не исполнять требования такого проверяющего. 
Налоговый инспектор имеет право проверять только документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности предпринимателя. Таким образом, налоговый инспектор имеет право истребовать у предпринимателя такие документы, как накладные, приходные и расходные ордера, кассовый журнал, свидетельства регистрации предпринимателя, патенты, лицензии или иные правоустанавливающие документы, трудовой договор с продавцом и т. п. 
Налоговый инспектор, следовательно, не уполномочен проверять санитарные книжки, давать правовую оценку таким документам, как сертификаты и т. п. 
На налоговые органы возложена обязанность налагать штрафы за нарушения закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением". 
В соответствии со ст. 7 Закона РФ "О применении ККМ ..." установлена следующая ответственность для лиц: 
• за неприменение ККМ (не пробитие чека), за использование неисправной ККМ, за осуществление торговых операций после приостановления деятельности лица, за торговлю без ценников на продаваемый товар - без ценников на продаваемый товар - штраф от 50 до 100 минимальных оплат труда; 
• за невыдачу чека - штраф 10 МОТ. 
• Если физические лица не исполнили соответствующие постановление налогового органа в добровольном порядке, то штрафные санкции за нарушение Закона РФ "О применении ККМ..." могут быть принудительно взысканы с физических лиц только по решению суда. 

Налоговый инспектор имеет право не только истребования документов, но и их выемки (изъятия) на основании письменного мотивированного постановления уполномоченного должностного лица налоговой инспекции. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа. 
Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. О производстве выемки (изъятия) документов и предметов составляете протокол. 

В. Проверка ФСЭНП МВД  (Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД России)

Налоговая полиция (далее – НП) созданная многими  годами ранее, фактически влилась в новую структуру, поэтому первоначальная радость предпринимателей относительно ликвидации НП оказалась беспочвенной. Более того, есть все основания утверждать, что новый орган будет работать более эффективно, а его сотрудники более компетентны.

Появление ФСЭНП было продиктовано самой жизнью. НП выполнила свою миссию на определенном этапе становления и развития экономики РФ. В последние годы спецслужбы, расследуя преступления в экономической и налоговой сферах, зачастую стали дублировать друг друга. Сотрудники НП и подразделений ГУБЭП МВД РФ параллельно занимались пресечением криминальных преступлений по одним и тем же составам УК РФ. В общем, фактическое объединение НП и МВД РФ для государства очень правильный и результативный шаг в борьбе с налоговыми преступлениями.

С точки зрения структурных изменений в рамках реформирования правоохранительной системы РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 11.03.03 г. ФСЭНП является составной частью сил криминальной милиции. Структура ФСЭНП МВД России утверждена министром внутренних дел РФ. В ее составе: Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП ФСЭНП), ранее входившее в структуру Службы криминальной милиции МВД России, и вновь созданное Главное управление по налоговым преступлениям (ГУНП ФСЭНП).

На уровне федеральных округов ФСЭНП представлена оперативно-розыскными бюро по экономическим и налоговым преступлениям соответствующих главных управлений МВД России, а в субъектах федерации - управлениями и отделами.

Права сотрудников ФСЭНП МВД России утверждены на законодательном уровне. Согласно п. 25 ст. 11 Закона РФ от 18.04.91 № 1026-1 «О милиции» сотрудникам МВД РФ предоставлены довольно обширные полномочия, которые, однако, не подменяют полномочий налоговых органов. В частности, они имеют право требования обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий финансово-хозяйственной деятельности организаций при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, а также право их проведения. Кроме того, ФСЭНП  предоставлены следующие права: участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов; получать сведения, составляющие налоговую тайну; при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц. В данном случае органы МВД фактически стали субъектами налоговых правоотношений и получили право осуществлять налоговые проверки налогоплательщиков. Причем не только совместно с налоговыми органами, но и самостоятельно.

• выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. О выявленных при этом других экономических преступлениях органы ФСЭНП МВД обязаны информировать соответствующие правоохранительные органы; 
• обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей; 
• предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. 

Предпринимателей-налогоплательщиков касается только первая задача, так что если к Вам пришли с проверкой сотрудники налоговой полиции, то: 
• либо Вы подозреваетесь в совершении налогового преступления; 
• либо с Вами проводят работу по профилактике налоговых правонарушений; 
• либо на Вашем примере проверяется деятельность ГНИ. 

Для выполнения поставленных задач налоговая полиция имеет право: 
• осуществлять в необходимых случаях проверки налогоплательщиков (в том числе контрольные) после проверок, проведённых должностными лицами органов Государственной налоговой службы РФ, в полном объёме с составлением актов по результатам этих проверок; 
• беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их; 
• проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения; 
• составлять протоколы об административных нарушениях в пределах полномочий..., осуществлять административное задержание и применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; 
• налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей..., 
• ... применять физическую силу в порядке, предусмотренном Законом РФ "О Полиции" 

Органы ФСЭНП МВД наделены правом выявлять налоговые правонарушения, однако исключительными полномочиями привлекать лиц к административной и налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения обладают только органы Государственной налоговой службы РФ. 
Таким образом, налоговая полиция, выявив факт совершения налогового правонарушения, обязана передать соответствующие документы в налоговые органы. 


Г. Проверка органами Госсанэпиднадзора 


Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор имеют право: 
• получать от предпринимателя документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 
• беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санэпидемнадзору в целях соблюдения предпринимателями санитарного законодательства; 
• проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов; 
• составлять протоколы о нарушении санитарного законодательства. 

Должностные лица, осуществляющие санэпиднадзор, при выявлении нарушения санитарного законодательства имеют право давать предпринимателям предписания обязательные для исполнения ими в установленные сроки. 
Главные санитарные врачи и их заместители имеют право за нарушение санитарного законодательства выносить постановления: 
• о наложении административных взысканий в виде предупреждений и штрафов; 
• о направлении в правоохранительные органы материалов о нарушении санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел. 

Должностные лица, осуществляющие Госсанэпиднадзор, уполномочены производить проверки по предъявлению служебного удостоверения, т.е. без направлений на проверку. 
Из положений статьи 51 и 52 Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" видно, что Госкомсанэпиднадзор РФ не передаёт другим органам полномочий по составлению протоколов о санитарных правонарушениях. Таким образом налагать административные взыскания за такие виды правонарушений как 
• просроченный гигиенический сертификат (заключение) или его отсутствие; 
• нарушение правил ведения санитарной книжки или её отсутствие 
• и т.д. 

полномочны исключительно только органы Госкомэпиднадзора. 


Д.. Проверка органами Государственной противопожарной службы 


Государственная противопожарная служба (ГПС) имеет право: 
• проводить обследование и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений; 
• входить беспрепятственно в жилые и иные помещения при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и безопасности людей; 
• давать руководителям предприятий, должностным лицам, предпринимателям обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), приостановки реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности; 
• приостанавливать полностью или частично эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности; 
• налагать административные взыскания, в том числе штрафы в размере от 10 до 20 МРОТ за нарушение требований пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременного исполнения предписаний и постановлений ГПС. 

Проверки, которые проводят органы ГПС делятся на плановые и внеплановые. 
Плановые проверки подразделяются на детальные и контрольные. 
По итогам детальной проверки инспектор составляет предписание в 2-х экземплярах, в котором подробно описываются обнаруженные нарушения Правил пожарной безопасности. Один экземпляр предписания в течение 10 дней вручается под расписку руководителю организации, иному должностному лицу или предпринимателю. 
Для того чтобы удостовериться в выполнении тех или иных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, предложенных к исполнению при детальной проверке инспектор может провести контрольную проверку. 
Обжаловать действия и решения инспектора ГПС, можно обратившись в вышестоящий орган ГПС, суд либо в органы прокуратуры. Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня вынесения постановления об административном правонарушении. 

Е. Проверка Государственной инспекцией по торговле, Качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) 


Представители торговой инспекции имеют право: 
• осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых и промышленных предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности; 
• производить контрольные покупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследований их качества; 
• осуществлять контроль за наличием у продавца, изготовителя сертификата - на реализуемые товары и соответствия их требованиям конкретного стандарта или другого нормативного документа; 
• давать заключение по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту; 
• получать от предприятий, граждан документацию, характеризующую качество продукции данные о производителе (поставщике) товаров, а также другие материалы, необходимые для выполнения функций, возложенных на Госторгинспекцию; 
• составлять акты и давать обязательные к исполнению продавцом, изготовителем предписания; 
• передавать материалы в следственные органы; 
• выступать стороной в органах суда, арбитражного суда; 
• выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к продавцу за реализацию товаров, произведенных с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализации товаров. Продавец, изготовитель обязаны: 
• давать объяснения, связанные с результатами проверок 
• принимать меры по устранению вскрытых нарушений и сообщать об этом в установленные сроки в Госторгинспекцию. 

Органы Госторгинспекции полномочны налагать штрафы, предусмотренные Кодексом РСФСР "Об административных правонарушениях": 
• за нарушение правил продажи отдельных видов товаров - штраф от 10 до 30 МРОТ; 
• за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена - штраф от 30 до 40 МРОТ с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; 
• за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества – штраф от 20 до 30 МРОТ или с нарушением санитарных правил - штраф от 40 до 50 МРОТ с конфискацией товаров или без таковой; 
• за продажу товаров без документов (подразумевается отсутствие сопроводительных документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике, продавце), а также без применения ККМ - штраф от 30 до 40 МРОТ; 
• за нарушение порядка ценообразования - штраф от 40 до 50 МРОТ; 
• обман потребителей в небольшом размере - штраф от 10 до 20 МРОТ; 
• за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) – штраф от 5 до 10 МРОТ; 

1. Ст. 14.15 "Нарушение правил продажи отдельных видов товаров", (штраф от 10 до 30 МРОТ). Этой статье следует дать небольшой комментарий о самом понятии "нарушение правил торговли". Дело в том, что правила торговли имеют право принимать только Федеральные органы власти (за исключением правил торговли на колхозных рынках). Никакие другие органы власти и управления - ни краевые, ни областные, ни городские не уполномочены принимать собственные правила торговли. Следовательно, наказание за нарушение незаконно принятых правил торговли является незаконным и может быть обжаловано в суде. 
2. Ст. 14.2 "Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена" (штраф от 30 до 40 МРОТ + конфискация таких товаров). 
3. Ст. 14.4 "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил". Часть первая этой статьи предусматривает ответственность за продажу товаров, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке (штраф от 20 до 30 МРОТ).Часть вторая этой статьи предусматривает ответственность за продажу товаров с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии) – (штраф от 40 до 50 МРОТ с конфискацией товаров или без таковой).
4. Ст. 14.5 "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин" т.е. продажа товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце, а также без применения контрольно-кассовых машин (штраф от 30 до 40 МРОТ).
5. Ст. 14.6 "Нарушение порядка ценообразования", т.е. завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования (штраф от 40 до 50 МРОТ).
6. Ст. 15.12. "Выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки". Часть первая этой статьи предусматривает ответственность за выпуск организацией-производителем товаров и продукции без маркировки в случае, если такая маркировка обязательна (штраф от 30 до 50 МРОТ с конфискацией этих товаров).Часть вторая этой статьи предусматривает ответственность за продажу немаркированных товаров и продукции в случае, если такая маркировка обязательна, а равно хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта (штраф от 40 до 50 МРОТ с конфискацией этих товаров).
7. Ст. 14.16 "Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Часть первая этой статьи предусматривает ответственность за розничную продажу этилового спирта , в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов (штраф от 40 до 50 МРОТ с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции). Часть вторая – поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре или упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям (штраф от 40 до 50 МРОТ с конфискацией этой продукции). Часть третья – нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (штраф от 30 до 40 МРОТ с конфискацией этой продукции или без таковой).
8. Ст. 14.7 "Обман потребителей" (штраф от 10 до 20 МРОТ). 
9. Ст. 19.5 п. 1"Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)" (штраф от 5 до 10 МРОТ). 
Органы Госторгинспекции не полномочны давать правовую оценку и налагать штрафы за продажу товаров не надлежащего качества или с нарушением санитарных правил. Правовая оценка и наказание за санитарные правонарушения (отсутствие разрешения санэпидемстанции, неправильное ведение санитарной книжки, её отсутствие и т.п.) - это исключительная компетенция органов Госкомсанэпиднадзора. 
Правовая оценка и наказание за правонарушения, связанные с нарушением правил обязательной сертификации (просроченные сертификаты, их отсутствие и т.п.) - это исключительная компетенция органов Госстандарта. 

Ж. Проверка органами Государственного Комитета РФ по сертификации и метрологии (Госстандарт) 
К основным задачам Госстандарта относятся: 

• осуществление мер по защите прав потребителей и экономических интересов РФ в области контроля за соблюдением требований безопасности товаров (работ, услуг); 
• организацию и проведение государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, за сертифицированной продукцией...; 
Государственный надзор осуществляется посредством выборочных проверок одним государственным инспектором либо комиссией, возглавляемой государственным инспектором, ответственным за проведение проверки. 
В ходе проведения государственного контроля и надзора государственный инспектор имеет право: 
• свободного доступа в служебные и производственные помещения субъекта хозяйственной деятельности; 
• получать от субъекта хозяйственной деятельности документы и сведения, необходимые для проведения государственного контроля и надзора. 

По прибытию к проверяемому субъекту хозяйственной деятельности руководителю субъекта предъявляется уведомление на проведение проверки. 
По результатам проведённой проверки, установившей нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, оформляется акт. Акт проверки - документ, являющейся основанием для выдачи предписаний и вынесения постановлений о наложении штрафов. 
Должностные лица субъекта хозяйственной деятельности имеют право изложить в письменной форме своё особое мнение по результатам проверки, которое прилагается к акту. 
В соответствии с гл.2 п.7 Положения "О государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии" и п.5.1 "Порядка проведения Госстандартом России государственного контроля ..." органы Госстандарта не делегируют своих полномочий по правовой оценке нарушений по стандартизации и сертификации никакому иному органу. Следовательно, только органы Госстандарта вправе налагать взыскание, в том числе и штрафы, за такие виды правонарушений, как просроченный сертификат соответствия. 


З. Проверка Обществом защиты прав потребителей 


Представители различных общественных организаций потребителей при проведении проверок в торговле ссылаются на то, что ст. 45 Закона РФ "О защите прав потребителей" дает им право проверять соблюдение прав потребителей. Это действительно так. Однако не отчаивайтесь, право на проведение проверки не дает им право наложения административных взысканий. К тому же предмет проверки общественных организаций довольно узок и определяется кругом прав потребителя. При проведении проверок требуйте предъявления соответствующих документов (удостоверения и направления на проверку). 
Иногда представители обществ потребителей производят контрольные перевешивания. Эти действия незаконны. Их права в этом направлении определены пунктом 1, 8 "Порядка осуществления Государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций", утвержденных постановлением Госстандарта России от 8 февраля 1994 г. № 8, который гласит: "Внеплановые проверки производятся по инициативе потребителей продукции, органов местного самоуправления, общества защиты прав потребителей, торговой инспекции или других контрольно-надзорных органов, а также по усмотрению самого органа государственной метрологической службы". Но в соответствии с п. 1.7 проверка проводится только в присутствии представителей метрологической службы. 
Таким образом, общество потребителей может только ставить вопрос о проведении таких проверок, а не проводить проверки. В остальном, у представителей обществ потребителей такое же правовое положение, как у покупателей. 
Кстати, о правах покупателя: 
Согласно "Правил продажи отдельных видов товаров", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98г. № 55, покупатель имеет следующие права: проверить правильность цены, веса и меры отпущенных товаров, а также сроки хранения продуктов (по накладным, заборным листам) и наличие сертификата качества на данный товар. 
Но эти права покупатели не означают, что он сам взвешивает, измеряет, листает накладные или заборные листы. Для проверки продавец показывает, но не отдает документ. В правилах не указано, что документы нужно передавать покупателю, а Правила - это установленная Правительством мера должного поведения продавца при общении с покупателем. 
И если Правительство не установило продавцу обязанность передать (как оно установило для государственных органов; (см. например права Госторгинспекции и др.)), то продавец не должен выпускать документ из своих рук. Продавец производит перемеривание, перевешивание, а покупатель - наблюдает. 
Прежде всего, надо отметить, что Закон "О защите прав потребителей" №2300-1 от 7.02. 92г. в редакции ФЗ № 212-ФЗ от 17.12.99г. определяет, что для товара, подлежащего обязательной сертификации, продавец обязан иметь "информацию о сертификации товаров (работ, услуг)", и эта информация согласно ст. 10 п. 3 этого Закона "доводится до сведений потребителей в Технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятых для отдельных видов товаров (работ, услуг). 
Информация о сертификации товаров (работ, услуг) представляется в виде маркировки в установленном порядке законом соответствия и указанием в технической документации сведений о проведении сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе, его выдавшем)". Это положение развивает ст. Постановления Правительства РФ № 55 - при продаже товаров, подлежащих обязательной сертификации, продавец доводит до - сведения покупателя информацию о сертификации товаров. В подтверждение факта сертификации продавец должен иметь один из следующих документов: 
• подлинник сертификата; 
• копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; 
• товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом). 
На основании подлинника сертификата или его заверенной копии и содержащие по каждому наименованию товара сведения о наличии сертификата с указанием его номера, срока действия и органа, выдавшего сертификат. Сведения о сертификации в товарно-сопроводительных документах должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона. Таким образом, у продавца, продающего товар непосредственно населению, не обязан находиться сертификат, но обязательно должна быть информация о сертификации товара (например, в накладной или в приложении к накладной). При проверке правильности сертификации товаров, зачастую проверяющие органы пытаются оспорить саму возможность подтверждения факта сертификации товаров через накладную, утверждая, что Постановление Правительства РФ № 55 относится лишь к отдельным видам товаров. Но, во-первых, существует Закон РФ "О защите прав потребителей", который и устанавливает такую возможность, а во-вторых, только Постановление Правительства РФ определяет, что такое копия сертификата. 
При проведении перевешивания товаров продавец не имеет права разрешать покупателям заходить за прилавок, особенно в магазине, т.к. продавец обязан проходить соответствующий медицинский контроль и его присутствие за прилавком означает, что в этом отношении у продавца все в порядке, чего нельзя сказать о покупателе. Место покупателя - по другую сторону прилавка! 
И в завершение данной главы еще раз напоминаем, что общество защиты прав потребителя может только составить акт о выявленных нарушениях, но не может рассматривать 
это нарушение в порядке административного производства, а уж тем более накладывать какое-либо взыскание. Так что если особо рьяный защитник потребителей приглашает вас к себе на "комиссию" или предлагает заплатить штраф можете смело ставить его на место. 

3. Рекомендуемые правила общения с представителями проверяющих органов 
Предприниматель должен всегда иметь в виду, что в процессе проверки обе стороны обычно допускают множество грубых ошибок. Цель настоящего пособия – научить предпринимателя поведению при проверке, использованию в свою пользу ошибок проверяющего. Помните, что и сам проверяющий не может учесть, а зачастую просто не имеет представления обо всех нюансах своего поведения при проверке. Его грубые ошибки можно использовать для дальнейшего аннулирования результатов проверки в судебном порядке. 
Встречайте проверяющего всегда с улыбкой, не конфликтуйте, ведите себя спокойно. 
Всегда просите проверяющего представиться и предъявить служебное удостоверение, Запишите название и адрес его органа, телефон, это вам впоследствии очень поможет. (Проверяющие часто составляют протоколы и иные бумаги в одном экземпляре, а по их координатам вы сможете потребовать получение копии протокола.) 
Одновременно с удостоверением личности проверяющий обязан предоставить распоряжение (приказ) о проведении проверки. Убедитесь, что проверку проводит именно то должностное лицо, которое указано в распоряжении (приказе). 
В распоряжении должно быть: 
• его номер и дата; 
• наименование юридического лица (ФИО индивидуального предпринимателя), в отношении которого проводится проверка; 
• цели, задачи и предмет проводимого мероприятия; 
• правовые основания проведения проверки; 
• дата начала и окончания проверки. 

Если Вам предлагают дать объяснение, то вежливо откажитесь, сославшись на недостаточное знание законов. 
По возможности не отказывайтесь от подписания документа. Рекомендуем свою подпись обязательно сопровождать словами: "С актом (протоколом) не согласен". Не конкретизируйте свое несогласие, впоследствии вашу позицию по этому вопросу можно скорректировать с юристом, который в этих вопросах более компетентен. 
Всегда помните о законно закрепленных принципах действия сторон при проверке. Если для вас действует правило "разрешено все, что не запрещено", то для проверяющего наоборот: "запрещено все, что не разрешено". Этим вы можете пользоваться, если проверяющие собираются совершить определенные действия, в законности которых вы сомневаетесь. 
Кроме того, при рассмотрении спора о наложении штрафа в суде действует норма статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса: обязанность доказать обстоятельства, на основании которых налагается штраф, лежит на органе, принявшем соответствующий документ. Вы можете в суде и не утруждать себя, доказывая свою невиновность, наоборот государственные орган должен доказать обоснованность применения к вам ответственности. 
При осуществлении правосудия "...не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона..." (пункт 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации). Таким образом, при рассмотрении дела в суде недостатки того или иного плана в протоколах, актах и иных документах, составленных с нарушение закона, приводят к недействительности указанных документов. Протокол же об административном правонарушении зачастую либо не составляется вовсе, либо содержит неустранимые нарушения законодательства, приводящие к его недействительности. Например, были случаи, когда органы Полиции при осуществлении проверок павильонов на различные проверки приглашали одних и тех же лиц, причем в одном случае проверка проводилась в декабре, а в другом - в феврале. Тем не менее, понятыми были одни и те же лица, что противоречит требованиям закона об их не заинтересованности. Протокол об административном правонарушении или иной документ, составленный проверяющими при участии таких понятых, 
большой юридической силы в суде иметь не будет. 
Статья 28.2 кодекса об административных правонарушениях устанавливает, что об административном правонарушении уполномоченным лицом составляется протокол. Это значит, что если протокола об административном правонарушении нет, нет и правонарушения, следовательно, различные акты изъятия товара и документов никакой юридической силы не имеют. То же самое означает и составление протокола неуполномоченным лицом. 
Следует также иметь в виду, что протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии предпринимателя, ему согласно ст. 25.1 КоАП должны быть разъяснены права, копия протокола вручается предпринимателю под расписку по их просьбе(ст. 28.2 п.6 КоАП). В случае отсутствия правонарушителя, например, при наложении штрафа за отсутствие сертификатов, когда на месте проверки только продавец, и нет самого предпринимателя, протокол об административном правонарушении составляется позже, при вызове предпринимателя в Полицию или иной контролирующий орган. 
При этом для проверяющих возникают сложности следующего порядка. Согласно статьи 4.5 КоАП "...постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении сроки, предусмотренные ч.1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения...". Таким образом, если со дня совершения (обнаружения) правонарушения прошло более двух месяцев, наложить административное взыскание на предпринимателя невозможно. 
Предприниматели, делайте выводы, требуйте соблюдения вышеперечисленных правил Вашими сотрудниками. 


Документирование при проверке 

Согласно статьи 26.2 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП)"...доказательствами ... являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела...". Эти фактические данные могут иметь различную форму. Вторая часть указанной статьи гласит, что "...эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами..." Часть третья гласит , что не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. В соответствии со ст. 9 ФЗ "О защите прав юридических лиц..." в качестве доказательства можно рассматривать также и акт проверки. 
Итак, при проверке, которая выявила недостатки в деятельности предпринимателя, теоретически могут быть составлены следующие документы: 
• акт проверки; 
• протокол об административном правонарушении; 
• объяснения предпринимателя; 
• объяснения потерпевшего; 
• объяснения свидетелей; 
• заключение эксперта; 
• акт изъятия вещей и документов; 
• другие документы. 

Однако, как правило, составляется протокол об административном правонарушении, акт проверки, реже акт изъятия (товара, документов и других вещей, которые потом являются вещественными доказательствами по делу). 
Протокол об административном правонарушении 
К сожалению, мало кто из предпринимателей может похвастаться знанием абсолютно всех требований, предъявляемых к нему законодательством. Поэтому наиболее частым результатом проверки становится выявление тех или иных нарушений, что в свою очередь влечет наложение штрафа в размере от 3 до 1000 МРОТ. Однако, не торопитесь расставаться со своими кровными, помните два важных принципа: 
• абсолютно все контролирующие органы жестко ограничены рамками закона. То есть им запрещено все, что прямо не разрешено законом. Любые нарушения этого принципа и выход за пределы полномочий сводит на нет все результаты их деятельности; 
• совершение действий, входящих в компетенцию проверяющего, должно происходить в соответствии с законодательством. То есть, даже если это ему разрешено, он делает это, не как ему вздумается, а в строгом соответствии с законом. 

Из этих принципов следует важный вывод – любые действия или акты проверяющих, совершенные с отступлениями от законодательства, теряют юридическую силу, даже 
если с вашей стороны действительно были нарушения. Данный вывод подкреплен решениями арбитражного суда. Так, индивидуальный предприниматель Р. обратился с жалобой на действия сотрудников Полиции. Как выяснилось, при проведении проверки на точке не было обнаружено сертификатов соответствия на алкогольную продукцию, что Р. не оспаривал. Через две недели он получил постановление начальника РОВД о наложении штрафа в размере 8350 руб. Однако, при оформлении документов был допущен ряд нарушений: во-первых, не была вручена копия протокола об административном правонарушении, во-вторых, дело было рассмотрено в его отсутствие без подтверждения того, что он извещен о месте и времени его рассмотрения. Уже этих оснований для суда было достаточно, чтобы признать постановление о наложении штрафа недействительным. 
Наиболее важным документом, является протокол об административном правонарушении. Протокол отражает сам факт совершения правонарушения. Это означает, что если нет протокола, или он утратил силу, то нет и ответственности за правонарушение. 
В соответствии со ст. 28.2 п.1 КоАП РФ "...о совершении административного правонарушения составляется протокол...". Помимо КоАП это предусмотрено в Налоговом кодексе (ч. 7 ст. 101), Федеральном законе "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (ст. 17), Законе "О Полиции" (п. 1 ч. 1 ст. 11) и т.д. Обращаем ваше внимание на то, что обязательное составление протокола предусмотрено Федеральными законами, поэтому любые заявления проверяющих о том, что это не предусмотрено их внутренними актами (обращения наших членов показали, что этим особенно грешат сотрудники Полиции) неправомерны, поскольку ни один подзаконный акт (коими являются внутренние инструкции и распоряжения) не может противоречить закону. 
Законом предусмотрены и случаи когда протокол не составляется (ст. 28.6 КоАП): 
• в случае, если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного МРОТ, а при нарушении таможенных правил – в размере, не превышающем 10 МРОТ, протокол не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения правонарушения оформляется предупреждение либо налагается и взимается административный штраф.
• в случае совершения незначительных правонарушений, штраф за которые взимается на месте (нарушения правил дорожного движения, правил пользования различными видами транспорта и т.п.). В данном случае протокол не составляется, если нарушитель согласен с наложенным на него взысканием и готов уплатить штраф.

Как правило, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после обнаружения правонарушения, если нарушитель на месте. Это вытекает из смысла ст. 27.2 КоАП. Кроме того, некоторые нормативные акты прямо указывают на это, например, ст. 19 Федерального Закона № 143-ФЗ "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Только в случае невозможности составить протокол на месте осуществляется доставление, т.е. принудительное препровождение физического лица в РУВД для выяснения обстоятельств и составления протокола (ст. 27.2 КоАП). В случаях, предусмотренных ст. 18 Закона № 143-ФЗ протокол составляется после административного расследования (если требуется производство сложных и трудоемких экспертиз). Однако такие случаи в практике встречаются нечасто, поэтому, если в вашем присутствии обнаружили какое-то нарушение, а протокол составили через неделю, то в большинстве случаев вы имеете основания для обжалования наложенного на вас взыскания. Поэтому, при подписании документа следите за тем, чтобы дата в нем соответствовала дате составления, и в случае каких-либо отклонений делайте соответствующие пометки. 


Протокол составляется только в присутствии нарушителя: должностного лица организации или самого предпринимателя. Это вытекает из смысла ст. 28.2 КоАП. Очень часто в ходе рассмотрения обращений выясняется, что составление протокола проводилось в отсутствие предпринимателя, протокол подписывался продавцами, а сам он узнает об этом позднее. Такими действиями со стороны проверяющих грубо нарушаются процессуальные права нарушителя, предусмотренные ст. 25.2 п. 2 КоАП. Кроме того, в соответствии с законодательством продавец не является представителем предпринимателя, поскольку представительство в этом случае возможно только по доверенности. Поэтому он не имеет права ни подписывать протокол от имени предпринимателя, ни получать копию протокола за него. Таким образом, если и данные правила были нарушены проверяющими, то ваши шансы на положительное решение суда резко возрастают. При составлении протокола обращайте внимание на то, чтобы все графы были заполнены. Помните, в протоколе должны быть отражены следующие сведения, которые могут оказаться важными для вас: 
• личные сведения - о месте жительства, семейном положении, количестве иждивенцев и т.д. Необходимость фиксации указанных сведений обусловлена тем, что при наложении взыскания учитываются личность и имущественное положение нарушителя, а также смягчающие обстоятельства (ст. 4.2 КоАП) 
• сведения о том, привлекался ли нарушитель ранее административной ответственности. Отсутствие наложенного ранее административного взыскания может являться смягчающим обстоятельством. 
• должны быть зафиксированы сведения о месте и времени правонарушения, указано существо правонарушения, а также нормативный акт, который вы нарушили. Указание на время совершения правонарушения имеет важное значение в силу того, что, по общему правилу, административное взыскание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения. Подробное описание существа совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации. Нередки случаи, когда штраф накладывают за одно правонарушение, в то время как на самом деле было совершено другое. Ярким примером этому является следующая ситуация. В ходе проверке розничной продажи алкогольной продукции было выявлено, что торговля ведется без сертификатов соответствия. Административная комиссия выносит постановление о наложении штрафа в 500 МРОТ за нарушение ст. 8 печально известного Федерального Закона № 143-ФЗ "Об административной ответственности..." – оборот алкогольной продукции без установленных документов. Однако в ходе судебного разбирательства выясняется, что сертификатов не было на торговой точке, но они были в другом месте, а это уже нарушение ст. 12 - нарушение правил розничной продажи, и штраф автоматически снижается до 200 МРОТ. 
• указываются информация о свидетелях и потерпевших, если таковые имеются. Обращаем ваше внимание, на то, что наличие таковых не является обязательным условием при составлении протокола. 
• в ходе составления протокола вы можете давать свои объяснения, как в устной, так и в письменной форме. Однако, непременным атрибутом "хорошей" проверки является наличие гнетущей атмосферы, находясь в которой порой очень трудно собраться с мыслями и правильно написать объяснения. Поэтому если вам предлагают дать объяснения, но вы не готовы, вежливо откажитесь. За отказ от дачи объяснений ответственность не предусмотрена. 

Помните, что в соответствии с законодательством лицо, составляющее протокол, обязано довести до вас ваши процессуальные права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП, о чем должна быть сделана пометка в протоколе. 
Оформление протокола заканчивается его подписанием лицом, которое его составило, и лицом, которое совершило административное правонарушение. В случае наличия свидетелей и потерпевших желательно, чтобы протокол был подписан также и этими лицами. Очень часто возникает ситуация, когда предприниматель, осознавая неправомерность действий проверяющих, отказывается от подписи документа. Это, в свою очередь, их раздражает, что приводит к лишней трате времени и нервных клеток. 
Не отказывайтесь от подписания документа. Это действие не имеет существенного значения для результатов правовой оценки проверки. Проверяющие могут просто сделать надпись, что вы отказались от подписи и все, а сам факт отказа будет не в вашу пользу. Рекомендуем свою подпись в обязательном порядке сопровождать следующими словами: "с актом не согласен" (если у вас есть основания для этого). 
Объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности (предпринимателя) 
Согласно ст. 25.1 КоАП "...лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе... давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться помощью защитника...". Из перечисленного наиболее часто встречаемым документом являются объяснения. Они даются лицом, привлекаемым к ответственности, (предпринимателем) при осуществлении проверки, составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении в административной комиссии или ином органе и в других случаях. 
Документ этот может иметь несколько форм. Так, при осуществлении проверки на месте (в павильоне) объяснения предпринимателя должны согласно п. 5 статьи 28.2 КоАП заноситься в протокол об административном правонарушении или прилагаться к нему, о чем в протоколе должна делаться соответствующая запись. Т.е. это либо устные объяснения, занесенные в протокол, либо письменное заявление предпринимателя по существу вопроса. При рассмотрении дела об административном правонарушении на административной комиссии объяснения предпринимателя составляются им самим (его юристом) и представляются на административную комиссию. В этом случае они принимают форму самостоятельного документа. 
Как бы то ни было, имейте в виду, что это ваше право, а не обязанность. И в случае, если вас принуждают к написанию каких либо объяснений под диктовку – отказывайтесь. Вас защищает Конституция России, статья 51 которой гласит: "Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом". Это относится не только к уголовному законодательству, но и к административному. 
С вашим правом давать объяснения корреспондирует соответствующая обязанность определенного должностного лица принять у вас эти объяснения. Необоснованный отказ вас выслушать или принять у вас письменные объяснения по какому либо вопросу, не допускаются. Также не допустим и отказ от принятия объяснений мотивированный тем, что сейчас некогда, давайте потом. 
Причем имейте в виду, что объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, в статье 26.2 КоАП (Доказательства) даны на одном уровне с протоколом об административном правонарушении и какие либо заявления проверяющего о том, что объяснения никакой юридической силы не имеют необоснованны. 


Акт изъятия 

Как показывает практика, акт изъятия - наиболее часто составляемый проверяющими документ. Работники Полиции, например, в 60% случаев, известных Объединению предпринимателей, при проверке составляют только акт изъятия товара и документов, в то время, как протокол об административном правонарушении ими вообще игнорируется. Про то, что согласно п 5 статьи 27.10 КоАП при изъятии вещей и документов "...об этом составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании..." работники Полиции и не подозревают, они, как правило, предпочитают посещать павильоны предпринимателей, проводить там проверки, составлять акты изъятия и изымать понравившийся им товар, а потом трепать нервы предпринимателю. Однако необходимо знать, что проверяющие не имеют право изымать оригиналы документов, а также требовать от предпринимателя представления документов, информации, образцов продукции, если они не относятся к предмету проверки. 
Давайте остановимся подробнее на оформлении процедуры изъятия. 

Согласно ст. 27.10 КоАП "...Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых. В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Эти вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Изъятые огнестрельное оружие и патроны к нему, иное оружие, а также боевые припасы хранятся в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. Изъятые вещи подлежат оценке в случаях, если:
- изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, в порядке, установленным Правительством РФ, сдаются в соответствующие организации для реализации, а при невозможности реализации уничтожаются.
- изъятые наркотические средства и психотропные вещества, а также этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не отвечающие обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, подлежат направлению на переработку или уничтожению в порядке, установленном Правительством РФ. Образцы подлежащих уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
Стоимость изъятых вещей определяется на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях стоимость изъятых вещей определяется на основании их рыночной стоимости. В случае необходимости стоимость изъятых вещей определяется на основании заключения эксперта.

Поэтому предприниматель не должен при своих попытках возврата товара принимать во внимание объяснения проверяющих о том, что изъятый товар куда-либо передан или уничтожен. После уплаты штрафа товар должны вернуть. 
Конфискация, уничтожение или реквизиция (принудительная реализация с возвратом полученных денег собственнику) допускаются только на основании решения суда, так гласит часть 3 статьи 35 Конституции гласит: "...никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда...". 
Поэтому если работники Полиции (наиболее распространенный случай) отказываются вернуть изъятый товар, обжалуйте этот отказ, да заодно и наложение на вас штрафа (если он налагался) в суде. Суд разрешит само дело об административном правонарушении и решит вопрос о судьбе изъятого товара. 
При этом имейте в виду, что обстоятельства, послужившие основанием к применению в отношении вас административной ответственности, должны доказывать проверяющие, а не вы. Зачастую получается ток, что делается проверка с составлением всех необходимых документов, на основании которых налагается взыскание (штраф), все это обжалуется в суде и суд, изучив материалы дела, приходит к выводу о необоснованности наложения штрафа. Если вы обратитесь к грамотному юристу, имеющему практику по этому вопросу, он практически всегда найдет недостатки в действиях проверяющих. Для этого обращайтесь в Объединение предпринимателей. 

Что делать, если Вас неправомерно оштрафовали? 

Помните, что штрафы могут быть взысканы с лиц исключительно в судебном порядке. 
Для физических лиц данное положение действует во всех случаях (часть 3 ст.35 Конституции РФ). 
Таким образом, если физическое лицо не уплатило штраф в добровольном порядке, то штраф может быть взыскан исключительно в судебном порядке. 
Для юридических лиц данное положение действует, если юридическое лицо выразит несогласие с решением контролирующего органа о взыскании санкций. 
Существует два законных способа защиты своих прав: 
• административный порядок; судебный порядок. 

При административном порядке Вы обжалуете действия должностного лица контролирующего органа или постановление о привлечении к административной ответственности в высших инстанциях в порядке подчиненности, а при судебном в суде. 
Для предпринимателей все вопросы, касающиеся административных правонарушений (нарушение правил торговли и сертификации, санитарных правил и т.п.), предпринимательской деятельности, в том числе уплата налогов и сборов, разрешаются в арбитражных судах. 
Все опротестования действия должностного лица или постановления контролирующего органа предприниматель-физическое лицо может обратиться в суд общей юрисдикции с жалобой, а юридическое лицо с иском. 

В арбитражных судах споры разрешаются, как правило, в течение двух месяцев, что значительно быстрее по сравнению с делами, разрешаемыми судами общей юрисдикции, которые могут тянуться годами. 
При привлечении физических лиц к административной ответственности на основании Кодекса административных правонарушений РСФСР предусмотрен максимальный срок, равный 2 месяцам, т.е. если физическое лицо в течение 2 месяцев после выявления контролирующими органами правонарушения не привлекли к административной ответственности, то лицо от этой административной ответственности освобождается. 

Постановление органов исполнительной власти (налоговых органов, Полиции, госсанэпидемнадзора, госинспекции и т.п.) в отношении взыскания штрафов с физических лиц обязательно должно пройти судебный контроль, т.е. суд своим решением обязан подтвердить правильность взыскания органом исполнительной власти штрафных санкций с физического лица. 
Никогда не отпускайте руки, если судом первой инстанции вопрос решен не в вашу пользу, помните, что ещё есть как минимум две инстанции, в которых вы можете добиться положительного решения вопроса. Для этого внимательно изучите решение суда первой инстанции и сделайте выводы, что вы не смогли доказать суду или в чём суд ошибся. 

Торговое место: необходимые документы 

Документы, которые должен иметь предприниматель на торговом месте (на примере г. Москвы) 
• свидетельство о государственной регистрации предпринимательской деятельности; 
• свидетельство о постановке на учёт в налоговой инспекции; 
• накладные с ценами на продаваемый товар (внутренние накладные); 
• сертификаты соответствия и гигиенические заключения на товар; 
• документы об оплате аренды торгового места; 
• контрольно-кассовая машина (ККМ); 
• карточка регистрации ККМ; 
• контрольно-кассовый журнал; 
• трудовой договор с предпринимателем (в случае продавца); 
• разрешение санэпиднадзора; 
• ассортиментный перечень товаров; 
• документ, подтверждающий личность; 
• медицинская книжка; 
• разрешение на привлечение иностранной рабочей силы при использовании иностранных работников; 
• подтверждение на право трудовой деятельности в г. Москве для иностранных работников; 
• документы, подтверждающие регистрацию по месту их пребывания в г. Москве для иногородних работников. 

 

 

© Юридическая корпорация АЛЬФА 2004- 2018